Очистить корзину

Комплект медалей: "Медальерное искусство эпохи Петра Первого."

ЗАО

ЗАО "Образъ". Гербы, плакетки, панно из металла на заказ. 25-летний опыт работы.
www.obrazz.ru      https://vk.com/obrazzru      https://www.youtube.com/wwwobrazzru

 

  Бурные события русской историей конца XVII - первой четверти XVIII века. непосредственно связанные с выдающейся личностью Петра I, нашли свое отражение в медальерном искусстве. Все русские монеты допетровского времени гравированы очень грубо. Только при Петре I в России впервые появились круглые монеты довольно изящной работы, изготовленные приглашенными из-за границы медальерами.

 

Петр 1

 

   Монетное и медальерное дело во время правления царя-реформатора развивалось в России очень быстро и достигло высокого уровня как в производственном, так и в художественном отношениях.Петр I, бывая за границей, неизменно интересовался работой монетных дворов: например в Лондоне с устройством машин для чеканки монет и медалей. Русский царь приглашал к себе на службу западных медальеров, заботился и об обучении русских мастеров.

  Под влиянием западноевропейского медальерного искусства в России в самом начале XVIII века стали чеканить памятные медали. Они выпускались в честь важнейших исторических событий того времени, в основном сражений и битв, которые русские мастера-медальеры стремились воспроизвести с максимальной точностью. Петр I сам нередко занимался «сочинением» медалей. Медали в то время были очень важным показателем государственной мощи.Памятные медали носили представительские функции: многие из них вручались дипломатам и отсылались ко дворам иностранных государей, чтобы утвердить новый европейский статус России как великой державы. Для этого и использовались подходящие по смыслу латинские девизы и цитаты, которые были понятны за границей. Петр любил дарить иностранным посланникам памятные медали, которые были связаны с Петербургом. Это было материальным свидетельством о воплощении его мечты — новой столицы России, кроме того эти медали были своего рода послами, несущими в другие государства волю Петра «ногою твердой стать при море».

 

Комплект медалей Петровской эпохи

Комплект медалей: Медальерное искусство эпохи Петра Первого.

 

   Подданные Петра не видели большой разницы между наградными и памятными медалями — и те и другие были знаками царской милости и утверждали положение их владельца в обществе. Наградные медали выдавались всем участникам сражений; за храбрость, доблесть и выдающиеся заслуги существовали особые личные пожалования. Памятные медали того же времени часто изготавливались из драгоценных металлов, и получить такую награду даже спустя нескольких лет после какого либо важного события, изображенного на медали, обозначало удостоиться особого внимания царя. Памятные медали жаловались согласно Табели о рангах, и было много обид и жалоб, если награжденный считал, что ему подарили медаль не той величины или не из того металла — не в соответствии с его положением в обществе и званием. Важную роль в развитии Русского медальерного искусства сыграл немецкий медальер из города Аугсбурга Мюллер Филипп Генрих. Он работал на Монетном дворе в Нюрнберге. Имел собственную мастерскую также в Аугсбурге, где выполнил большое количество медалей на события Северной войны по заказу Петра I. Мюллер создал штемпели для 26 сюжетов серии, которыми спустя два года в Москве начали чеканить золотые и серебряные медали. Целью создания серии стало стремление оповестить Европу о победах Российского государства. В данное время самой крупной в мире коллекцией подлинных медалей серии Мюллера - 185 экземпляров располагает Эрмитаж.

 

Медаль Основание Петербурга

Медаль: В память основания Петербурга

 

  Реверс медали «В память основания Петербурга» имеет латинскую надпись­хронограмму «HAEC FORTIA MOENIA CONDIT» (в переводе — основывает эти крепкие стены). Выделенные буквы в этой и других хронограммах на медалях Мюллера зашифровывают год (1703) и соответствуют римским цифрам: M — тысяча, D — пятьсот, C — сотни, I — единицы). У ног Минервы и Меркурия видны маленькие одноэтажные домики левого берега Невы, на переднем плане находятся обращенные к зрителю в аксонометрической проекции бастионы крепости на правом берегу Невы. Надпись гласит: «PETRIBURGI PORTES ET NAVALE» («Порт и корабельная верфь Петербурга»).

 

Медаль Установление мореплавания на Балтике

Медаль: Установление мореплавания на Балтике.

 

  На реверсе медали в память открытия мореплавания по Балтике (или в мюллеровском замысле — оборотной стороне медали в память основания города) — изображен Нептун с трезубцем в раковине-колеснице, запряженной морскими конями — гиппокампами. Надпись: «FINNIA ECCE TRIDENTEM» («Это — трезубец, Финляндия»; хронограмма 1703); в обрезе надпись: «NAVIGATIONE IN MARE BALTNICO STABILITA» («Плавание по Балтийскому морю установлено»). В подписи Мюллера содержится ошибка — написано «BALTNICO» вместо правильного «BALTICO», ошибку эту копировали и позже — она есть на штемпелях Калашникова, Климова и Иванова. На мюллеровском штемпеле есть еше одна ошибка — слитное написание O и Е в слове «MOENIA», из-за чего оно читалось как «MCENIA»; позже ее исправили. Привлекает внимание необычное сооружение, которое Минерва, изображенная на реверсе медали в память основания Петербурга, держит на колене. Это Кроншлот, первый из фортов будущего Кронштадта. В серии памятных петровских медалей это единственное сооружение, упоминаемое дважды, — есть и отдельная медаль в память сооружения Кроншлота, что подчеркивает особое значение, которое Петр и его окружение придавали данному событию и связанной с ним истории.

 

Медаль В память строительства Кроншлота. (аверс)

Медаль В память строительства Кроншлота. (аверс)

 

  На аверсе медали в память строительства Кроншлота изображена крепость, на ранних мюллеровских штемпелях по бокам — два корабля, на поздних копиях их нет. Надпись: «PALLASQVEM CONDIDIT ARCEM IPSA COLIT. VIRG.» («Сама Паллада защищает крепость ею основанную. Вергилий»). Надпись под обрезом: «CRON. SCHLOS MEDIA HICME A RVSS. IMP. EXTRVCTA» («Кроншлот среди зимы российским императором построен»). Цитата из Вергилия дана неточно (так же как и следующая — из Овидия), в слове EXTRVCTA ошибка, правильно — EXSTRVCTA. На реверсе надпись: HIBERNEO TEMPORE NIDIS INCVBAT ALCYONE. TVM VIA TVTA MARIS. OVID. META. В переводе это означает: «На море путь безопасен, когда альциона (алкион — зимородок по-гречески) в гнезде своем». Это цитата из произведения Овидия «Метаморфозы». В античном мифе Алкиона (Альциона), жена фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа в плавании, бросилась в море и была обращена Зевсом в птицу­зимородка, о чем написал Овидий в «Метаморфозах». По поверью моряков, зимородок в гнезде предвещает благоприятное плавание.

 

Медаль: В память строительства Кроншлота. (реверс)

Медаль: В память строительства Кроншлота. (реверс)

 

   На реверсе изображен зимородок в гнезде и корабли, плывущие по морю. Справа на берегу — богиня Паллада (она же Минерва в римской мифологии), одной рукой указывающая на зимородка, а другой держащая копье; у ее ног навигационные инструменты. Под обрезом надпись: «MARIS FINNICI SECVRITAS» («Безопасность Финского залива»). На ранних медалях Мюллера была и гуртовая надпись «SIC REDIT AD DOMINUM QUOD FUIT ANTE SVVM» («Так возвращается к господину то, что ранее ему принадлежало»), на поздних медалях и копиях ее нет.


Rambler's Top100